mos_art (mos_art) wrote,
mos_art
mos_art

Categories:

"Кружева и сталь". Музыкальное приложение часть II.



01. Открывает сборник виньетка "Катание на санях", написанная под Новый год-1756 Моцартом. Разумеется Леопольдом Моцартом (1719 - 1787). Этакий "Джингл беллз-56". староавстрийский помпезный стиль, хруст штруделя, гусары-юнкера. Понятно, что Вольфганг папино творчество не особо котировал и к нему никогда не обращался и не черпал, тскзть.

02. Франческо Арайя (1709 - 1771), ария из оперы "Цефал и Прокрис", 1755 год.
Франческо заведовал музыкальной жизнью русского Двора с 1735 года. Эта вещь считается первой русской оперой. Представляете, как странно было слышать русский текст (либретто Сумарокова) в классической итальянской мелодии. Главные партии пели Лизка Белоградская и Гаврилушко Марцинкевич - собственные артисты собственного театра графа Кириллы Разумовского.

03. Мишель Коретт (1709 - 1795), концерт для органа и скрипки №6.
У музыкантов, работающих в церквях органистами постоянно возникает идея приспособить орган к исполнению светской музыки, так как оркестра в распоряжении нет, а два-три приходских любителя музицировать не дают мощи звука. Коретт, с 1760 года служащий у принца Конти придворным органистом, написал много таких синтетических вещей.

04. Франческо Манфредини (1684 - 1762), пастораль из концерта №12.
В 1758 году этот итальянский капельмейстер снарядил двух сыновей, Винченцо и Джузеппе, в дальний путь в Россию, ко двору Елизаветы Петровны. Сам же остался капельмейстером в Пистойе, городке герцогства Тоскана (под управлением Франца Лотарингского). Его пастораль (здесь п. как музыкальный термин) представляет прообраз амбиента, убаюкивающего покачивания слушателя в размеренном ритме.

05,06,07,08,09,10. Антон Фильс (1733 - 1760). Большой блок этого музыканта объясняется не столько тем, что он мне очень по вкусу, сколько тем, что Антон как автор родился, вырос, расцвёл, скончался, издался и был забыт в течение Семилетней войны.
Поколебавшись между карьерой юриста и виолончелиста, юный Фильс выбрал последнее и поступил рядовым в мангеймскую капеллу пфальцского графа Карла-Теодора. Сей муж разумно оставался в стороне от войны, поэтому Пфальц не стал ареной боевых действий. Капелла Мангейма называлась "армией генералов" - способной как написать план (музыкального) сражения, так блестяще исполнить его. Фильс стал писать, много и качественно, хотя это не входило в его обязанности. Благодаря расположенным к юноше коллегам, он смог писать не только квартеты, но и полноценные симфонии, в которых давал неимоверный шквал звука. Он, конечно, писал во многих темпах и размерах, от ларго до престо, но его коньком были анданте и аллегро (медляк и быстряк, по-простому). так мы и составили его Избранное.
Быстрые вещи ещё ждут современного прочтения, первая рок-банда, сделавшая на этой базе альбом заработает миллионы. Медленные могли бы звучать сегодня из любого утюга. Да, Фильс определенно хорош. Но не гений, так как ему для входа в Зал Славы не хватило моцартовского энергичного промоушена и селф-промоушена. Ручаюсь, что вы впервые слышите его.
Публиковаться Фильс не спешил, полагая, что всё еще впереди, хотя издатели готовы были рассмотреть предложения, ибо лейбл "музыкант мангеймской капеллы" гарантировал качество.
В 1760 году новоиспеченный муж, Антон совершает роковую ошибку - покупает дом за 3500 талеров (получая в год 350). Жена, естественно, смекает, что свою жизненную сверхзадачу муженек выполнил, и Фильс внезапно умирает от отравления. Чем чудовищней бред, тем скорее в него поверят. "Антон любил кушать пауков и говорил, что оные напоминают клубнику" - версия жены, столь бредовая, что прочно закрепилась в энциклопедиях.
Охапку нот вдова реализует в Париже, выходит сборник, никакого успеха не получает, так как заниматься продвижением уже некому, имя Фильса исчезает, толком и не появившись. И только благодаря той малотиражной книжечке нот мы может услышать его сегодня в исполнении (не блестящем, правда) ансамбля L'Orfeo barockorchester.

11. В Семилетнюю войну ещё жили и работали великаны прошлых времен. С Георга Телеманна (1681 - 1767) в его 80 лет никто не снимал задачу ежегодной поставки для церквей Гамбурга новых произведений годового цикла богослужения. В 1762 году жадный до денег старик пишет концерты, продаваемые по подписке, и пасхальную сонату текущего года (это по контракту). Думаю, меньше чем за день написал основную мелодию и раскидал голоса. Опыт-с.

12-13. Жан-Филипп Рамо (1683 - 1764) тоже не сидел в старческом анабиозе. В 1757 году в Париже ставят его оперу "Анакреон". Стиль Рамо ни с кем не спутаешь, это вечная дискотека, называемая оперой совершенно напрасно. На сцене кривлялись, скакали, танцевали, пели, читали стихи, шутили и дурачились. Публика вела себя соответствующе; орала, свистела, бесилась, толкалась в партере, в ложах кого-то ебли. "Вакханалию" и "Первый и второй гавоты" предлагаю вашему вниманию. Сегодня их играют, к сожалению, выхолощено, академически, но хоть так.

14-15. Ограниченность палитры доступных звуков вызывала к жизни странные сочетания инструментов, например Иоганн Фаш (1688 - 1758) писал концерты для двух гобоев и бассона (как немец, он использовал более привычный нам термин fagott). Его попёрдывание-посапывание на фоне заливающихся гобоев (которые могли быть резкими -не зря их таскали на поля сражений) придает этим прелестным пьескам оттенок современной синтезаторной музыки. Линию бассо континуо ведет любой доступный инструмент, в данном случае это клавесин.
Фаш всю жизнь провёл в Цербсте, был тесно знаком с покойным папенькой русской княжны Екатерины Алексеевны, прусским генералом. Нынешний владелец Цербста, молодой князь Фридрих-Август, принял сторону Австрии и 22 февраля 1758 года его владения были оккупированы корпусом Клейста, пришлось бежать в Париж. Фаш умер 5 декабря этого же года.

16. Джованни-Бенедетто Платти (1697 - 1763) покинул Италию и пристроился у епископа Вюрцбурга. Предлагаемое произведение относится к довоенной поре, где-то к 1730-40 годам, но как образец стиля мы его включим. Платти любим ансамблем "Пратум Интегрум" и лично Павлом Сербином за то, что в отличие от принятых стандартов писать концерт для скрипки или флейты(гобоя), он часто солирующим инструментом назначал виолончель. Можно пилить самому, а не только аккомпанировать Фильченке). На выходе получается приятный ламповый хард-рок а-ля Джимми Пейдж на мягко настроенных фуззах.

17. Кристоф Граупнер (1683 - 1760) оставил после себя неимоверное количество произведений, которые, к тому же, все до нас дошли без потерь, что для служивых музыкантов маленьких дворов не самое частое явление. Граупнер к началу Семилетней войны продолжал числиться в капелле Гессен-Дармштадского графа Людвига VIII. Дармштадту в ту войну очень повезло, так как военные действия кружили-кружили вокруг да около него, но город так и не навестили.
У Граупнера можно найти интересненькое. Это пьеска точно записана в нью-йоркском джазовом клубе Bluenote, когда там играет ансамбль Дейва Брубека. Гобой ловко скользит и прыгает по натянутым ниточкам струнных.

18. Йохан Эгрелл (1701 - 1765) родился в Швеции, проследовал сначала в Кассель, потом постранствовал по Европе и в 1746 году до конца осел в Нюрнберге, свободном имперском городе. Так как своих осёдлых композиторов у скандинавов не много, то Хельсинский барочный оркестр любит исполнять его вещи. Это самая минорная точка нашей программы.

19. Представленное приложение к неизданной рукописи ни в коем случае не является репрезентативной выборкой или научным музыковедческим проектом, призванным "представить широкую панораму", "осветить основные вехи и этапы развития" и всё такое.
Если бы мы решили построить масштабную, пропорциональную картину писавшейся в 1756-1763 годах музыки, то из 21 трека в ней 18 занимали бы церковные произведения, сошедшие с давно запущенного конвейера католического музпроизводства. Одним из заметных отличий католиков от других конфессий, допускающих употребление музыки в храмах, является постоянное плановое обновление репертуара, при неизменной основной гармонии.
Жак-Антуан Денойе (ок. 1700 - 1759) был ничем не примечательным церковным служащим города Страсбурга. Его месса типична, а включаем мы ее потому что она написана к циклу богослужения 1758 года, да потому что в следующем году автор скончался.

20. Вильгельм-Фридеманн Бах, беспутный старший сын великого Баха, пережил войну в Галле на Заале, где служил при церкви мюзикмейкером. В прусском королевстве только три крупных города избежали разорения и ужасов войны: Штеттин, Магдебург и Галле. Первые две представляли собой мощные крепости, их еще надо было взять, а вот Галле был открыт, лежал практически в Саксонии, но вот причуды войны - его враги как-то обошли стороной. Более того, Галле пережил и бомбардировки ВМВ.
О характере и перипетиях жизни Вильгельма-Фридеманна вы можете прочитать в Вики, уж что-что, а баховедение у нас развито до уровня культа. А прекрасная пьеска, наигранная во внеслужебное время на клавесине скажет больше, плохой человек такого не напишет

21. Закрывает программу звезда британской оперной и песенной сцены Томас Арн (1710 - 1778). Это торжествующая песнь 1762 года Live to us, to Empire live заставит вас вскочить, вскинуть зигу, в другую руку взять британский флажок и кричать "Слава Сталину родному!". Либо у вас нет сердца и непонятно, за каким хером вы дочитали до этого места.
После взрыва первого восторга смею обратить ваше внимание на то, что посреди двух столпов вьётся довольно причудливая и изощренная мелодия, прекрасная сама по себе.

Первая часть здесь
Tags: семилетняя война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 21 comments