mos_art (mos_art) wrote,
mos_art
mos_art

Categories:

"Кружева и сталь". Музыкальное приложение часть IV.



1. Иоганн-Фридрих Фаш (1688 - 1758).
2. --- || ---

Фаш (Fasch) большую часть жизни служил капельмейстером при Ангальт-Цербстском Дворе. Видел и знал принцессу Фике и всю её родню. Но часто мотался по соседним городам, особенно в Лейпциг, где у него были контакты с газетой "Музыкальный патриот". Ему принадлежит новаторская идея. Каждому начальнику музыкальной службы Двора надо было в течение года пахать и пахать, выдавая произведения для цикла богослужений и для светской жизни. Не говорим уж о повседневной работе с оркестрантами. Фаш предложил следующее: в "МП" каждый печатает каталог вещей, которые у него есть в нотах, а желающий приобрести, например, четырёхчастную сонату и пасхальную ораторию, просто подает заявку на соответствующие номера и ему присылают ноты почтой. Сам он и основал каталог, положив в шкаф папки с более чем 500 произведений, своих и чужих. Это, в некотором смысле, лёгкое мошенничество, но сильно расширявшее кругозор музыкантов. Что забавно, из этих пяти сотен актуальных вещей И.-С. Бах (которого сейчас обожествляют) представлен лишь одним произведением, хотя Фаш часто бывал у него в церкви.
Сегодня мы выберем из фашевского наследия прекрасную увертюру, которая так и просится на парадный развод при дворе Фридриха II. Здесь много лазурного неба, жёлтых стен, разноцветных стен пехоты и кавалерии, по которым, вслед скачущему Королю, прокатывается хуррра. Очень потсдаммише, очень сан-сусишно. В 1758 году прусские войска оккупировали Цербст, так малолетний принц и его регент-мамаша Иоганна сильно склонялись к австрийским деньгам. Фаш в то время коротал свои последние дни с Кристианом Бахом ("Берлинским"), так как полагали, что Берлин будут грабить ежегодно, ибо армия Короля никогда не могла выделить приличных сил для гарнизона столицы. В декабре Фаш скончался. Но на рождественнские и новогодние праздники люди всё-равно танцевали под его менуэтты.

3. Георг-Фридрих Гендель (1685 - 1759).
4. --- || ---
5. --- || ---

Британский подданный (с 1726 года) скончался в чудесный для Великобритании год побед,14 апреля 1759-го. Специализирующийся на патетических вещах, поживи Гендель ещё годика три, он оставил бы нам пять-шесть гимнов, начиная от мощной оратории в честь Парижского мира (1763) и до прославления конкретных военных побед на всех морях и континентах. Но мы сегодня обратимся к его почти джазовым, камерным вещам. Произведения для двух инструментов, играющих-беседующих-соперничающих друг с другом тогда были не редки. Тот же Гендель пёк их как блинчики, быстро наметив тему и тональность, а затем прописывал бассо континуо. Об этом скажем подробнее. Это уникальная вещь (практика), характерная для XVII-XVIII веков и полностью исчезнувшая уже концу Галантного века (ещё один маркер, где кончается истинный XVIII век). Произведения для публики, на продажу через подписку или журналы, писались с пониманием, что средний частный дом не может собрать на вечер большой полный оркестр. Вы купили ноты для дуэта гобоев - отлично, значит есть пара музыкантов, но кто будет их сопровождать? Это может быть полноценный клавесин (дорогая вещь), его редуцированные варианты, фагот, контрабас, виолончели и виолы всех типов. Именно для них писалась басовая партия с основными гармониями и большой долей импровизации. В предельном случае солист на клавишах правой рукой играл главную тему, а левой наигрывал бас, и, чтобы мозг не пузырился от обилия нот, басовую линию писали не значками, а цифрами (отсюда иногда встречающееся выражение "цифрованный бас"). Практика умерла в конце XVIII века, когда стало хорошим тоном заставлять сочинителя жёстко определять состав оркестра и методично прописывать партии для всех инструментов ("венская школа"), даже для меланхолично сидящего перед пустым листом нот игрока на треугольнике, вступающего один раз за трёхчасовую оперу. Тоталитаризм распространился не только в политике...

[Дальше]6. Георг-Филипп Телеманн (1681 - 1767)
Несмотря на возраст, с Телеманна никто не снимал задачу ежегодного написания музыкального цикла для богослужения в подопечном Гамбурге. За это хорошо платили, к тому же, а к деньгам Телеманн всегда был неравнодушен. В 1760-х особо ярких вещей он уже не создавал, хотя борозду не портил. Песня "Gott sei gelobt für alles Gute", входящая в состав кантаты по псалму "Хвалите Господа и всё воинство его" звучала во всех церквях города на Новый Год-1721. Хорошо быть пожилым композитором: можно перетрясти старое наследие и сунуть её на НГ-1761. Кто её вспомнит? те померли за сорок лет давно, а эти стали пятидесятилетними дедками, бывшие тогда служками со свечами. К тому же 119-й псалом огромен и практически неисчерпаем.

7. Чарльз Авизон (1709 - 1770)
Наиболее популярные концерто-гроссо североанглийского композитора Авизона скомпонованы из аранжированных и частично переделанных клавесинных сонат Скарлатти (ум. 1757 г.), хотя некоторые части этих концертов Авизон сочинил сам. В XVIII веке такая работа почиталась как знак уважения к автору оригинала (сравните с "Кармен-сюитой" Щедрина, "Шопенианой" Глазунова, сонатами Моцарта-Грига в 4 руки, транскрипциями песен Шуберта-Листа). Лоренс Стерн в своем романе 1759 года "Тристрам Шенди" вообще употребляет выражение "пьесы Авизона-Скарлатти".

8. Карло Чечере (1706 - 1761)
Карло Неапольский персонифицирует довольно активную музыкальную школу королевства Неаполь и Сицилия. Все работы Чечере хорошо характеризуют итальянскую камерную музыку 1740—60 годов. Тематический материал произведений складывается в виде мозаики из частых повторений и секвенций. Можно даже спутать с гораздо поздним вальсом или даже с саундтреком из кинофильмов о светлом колхозном быте 1951 года.

9. Иоганн Гольдберг (1727 - 13 апреля 1756 года, Дрезден)
Талант Гольдберга был замечен российским посланником в Саксонии бароном фон Кейзерлингом, который вывез его из Гданьска в Дрезден в качестве личного музыканта. По имени Гольдберга названы знаменитые "Гольдберг-вариации" старшего Баха, написанные, как принято считать, по заказу Кейзерлинга и в расчёте на исполнительские возможности Гольдберга. С 1751 г. Гольдберг, не желая уезжать далеко из Польши, перешёл на службу графа Генриха фон Брюля, вплоть до конца жизни. Рано умер от туберкулёза, счастливо не застав ни оккупации Дрездена пруссаками (август 1759 года), ни грызню Брюла и Кейзерлинга по вопросу курляндского трона (1762/63), ни смерть своего покровителя, после которой наследники быстро избавились от аристократических игрушек, типа картинных галерей и оркестров.

10. Иван Евстафьевич Хандошкин (1747 - 1804)
Отец Ивана, портной по профессии, играл в придворном оркестре Великого князя Петра Фёдоровича на ударных инструментах. Благодаря содействию мецената Л. А. Нарышкина Хандошкин (вероятно) ездил в Италию, где занимался у известного Тартини. Достиг в игре такого совершенства, что мог соперничать с знаменитыми в то время скрипачами Виотти, Местрино и Дицом. Впоследствии о нём говорили, как о «русском Паганини», что, в чисто хронологическом смысле, несколько неверно, так как Хандошкин был предшественником знаменитого скрипача. Вернувшись в Россию в 1762 году, пятнадцатилетний Иван "Антошкин" (так его именовали из благозвучия) стал придворным камерным музыкантом и проработал до 1785 года, достигнув звания первого камер-музыканта и капельмейстера. В 1765 году восемнадцатилетний музыкант начал преподавать игру на скрипке в воспитательных классах Академии художеств, открытых лишь за год до его поступления туда на работу. Хандошкин удивил публику тем, что первым из россиян положил на бумагу свои сочинения для скрипки (преимущественно вариаций на русские песни), приводившие в восторг высшее общество времён Екатерины II.

11. Пьер-Александр Монсиньи (1729 - 1817)
12. --- || ---

Начал играть на скрипке в детстве. В 1749 году, потеряв отца и будучи вынужден обеспечивать семью, стал служить по духовному ведомству в Париже. Затем стал гофмейстером герцога Орлеанского. К занятиям музыкой он снова вернулся в 1754 году, после того как услышал оперу «Служанка-госпожа» Перголези. Стал заниматься гармонией и контрапунктом.
Через 5 месяцев он уже написал комическую оперу «Les Aveux indiscrets», успешно шедшую в 1759 году в «Théâtre de la foire St. Laurent». Затем в том же театре со всё большим успехом были поставлены его новые оперы: «Le maître en droit», «Le Cadi dupé» (обе 1760) и «On ne s’avise jamais de tout» (1761). Далее последовали оперы: «Le roi et le fermier» (1762), «Rose et Colas» (1764), «Aline, reine de Golconde» (1766), «L’île sonnante» (1768), «Le déserteur» (1769), и «Félix» (1777). После «Félix» Монсиньи больше ничего не написал, музыкой наскучил и стал управляющим имений своего старого патрона герцога Орлеанского и главным инспектором по сооружению каналов. Мы представим этого странного человека грубого и мощного вкуса виньеткой "Ураган", звучавшей между сценами в "Короле и фермере" и застольной алкоарией "Да здравствует вино!" из оперы "Дезертир".

13. Винченцо Манфредини (1737 - 1799)
14. --- || ---

В 1758 году вместе с братом Джузеппе и Джованни Локателли он прибыл через воюющую Европу в Россию. В Санкт-Петербурге он был назначен капельмейстером, а затем императрица Екатерина II поручила ему руководство музыкальными занятиями наследника престола Павла Петровича. В 1769 году Манфредини вернулся на родину. Павел, позднее ставший императором, вспомнив о музыкальных занятиях в юности, пригласил композитора в Петербург, где он спустя год скончался. Из его опер более известны «Olimpiade» и «Semiramide» и шесть сонат для клавесина (изданы в Санкт-Петербурге в 1766).
Оперные опыты представим арией в исполнении Сессили Бартоли, которую часто включают в разные сборники типа "Северное барокко".
А клавесин у Манфредини был отличный, лучший из существующих, вершина эволюции Дюмон образца 1707 года, в котором удалось достичь полных пять октав. Запись, если у вас хорошая система, даст всю кристальность и глубину звука (я специально подобрал не быструю вещь). Людям попроще или обременёнными привходящими обстоятельствами, такими как Семилетняя война, приходилось играть на четырёхоктавных паллиативах, как представленный на фото походные клавесин Фридриха II, раскладушка из трёх секций с отсутствующими стенками и крышкой.

15.  Джованни Мартинини (1706 - 1784)
В 1721 году поступил в францисканский монастырь Болоньи. Изучал философию, математику и теорию музыки. В 1725 году 19-летний Мартинини стал капельмейстером церкви Святого Франциска. С 1729 года - священник. Более известен как падре Мартини. Разносторонне образованный музыкант и учёный, падре Мартини на протяжении нескольких десятилетий находился в центре музыкально-общественной жизни Италии, собрал уникальную коллекцию книг и манускриптов. Мартини был также крупнейшим педагогом своего времени, членом и фактическим руководителем Болонской филармонической академии. Среди его учеников — И.Х.Бах,Гассман,Моцарт,Йоммелли,Березовский.

16. Иоганн Кригер (1652 - 1735)
17. --- || ---

Младший брат Иоганна-Филиппа Кригера (ум. в 1725 г.) вообще-то не должен был попасть в наш сборник (обратите внимание на дату смерти). Но обстоятельства Семилетней войны вынуждают сказать о нём. Бродячие музыканты, Кригеры в поисках пристанища переезжали всё дальше и дальше на восток, пока не зацепились в захолустном саксонском Циттау, и там стал руководить музыкальным хором и органной музыкой в церкви Святого Иоганна. Иоганн занимал этот пост 53 года до самой своей смерти. Церковь стояла в центре города и являлась одной из важнейших церквей Циттау. В ней было несколько органов, что давало широкие возможности для эксперимента. Вскоре после получения места в Циттау Кригер начал издавать публиковать музыку. Сохранились две книжицы: Sechs musicalische Partien (1697) и Anmuthige Clavier-Übung (1698), которые содержат клавесинные сюиты, органные токкаты, фуги и другие работы. Уже после смерти братьев Циттау был оккупирован в 1756 году прусской армией, а в следующем году, в ходе контрнаступления австрийской армии, случилась цвиккауская катастрофа.
Церковь тоже сгорела, вместе с архивами. Из примерно двух тысяч произведений братьев уцелело лишь 76. Будем слушать, что осталось.
Сперва чувствительную сонату для двух скрипок, а напоследок арию, исполняемую симпатичной немочкой-сопрано Юллой фон Ландсберг.


Предыдущие части музыкального приложения
I
II
III
Tags: семилетняя война
Subscribe

  • Самая представительная витрина КиС

    теперь в Комбуке

  • (no subject)

    Миссис Холмс обдумывает обстоятельства своего загадочного исчезновения и возвращения.

  • Поправка

    Муся вывалилась из окна восьмого этажа примерно 21-22 июля. Примерно — потому что дома никого не было целый день. Ну, пошарились по кустам…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

  • Самая представительная витрина КиС

    теперь в Комбуке

  • (no subject)

    Миссис Холмс обдумывает обстоятельства своего загадочного исчезновения и возвращения.

  • Поправка

    Муся вывалилась из окна восьмого этажа примерно 21-22 июля. Примерно — потому что дома никого не было целый день. Ну, пошарились по кустам…