mos_art (mos_art) wrote,
mos_art
mos_art

Categories:

"Кружева и сталь". Музыкальное приложение часть III.



1. Вольфгангерль Моцарт (1756-1791).
2. --- || ---


Начнём с самого юного музыканта, который начал сочинять в последний год Семилетней войны, когда ему исполнилось шесть лет. Что было первым сочинением Моцарта?[клик]Чтобы не повторять множество заблуждений и безосновательных суждений, расскажем, как вообще обстоят дела с наследием сверх-раннего, или, как говорят австрийцы, "предвесеннего" Моцарта. Началось всё в 1759 году, когда папа, Леопольд Моцарт, собственноручно написал учебную тетрадь с 40 упражнениями для старшей сестры Моцарта. Пьесы скомпонованы от простого к сложному, большинство написаны самим Леопольдом - и написаны нарочито скушно. Как объяснял сам педагог, "ребенок должен приучаться играть по нотам, а не по памяти". После сестры по этой тетрадке стал осваивать музыку Вольфганг, и в 1761 году, когда ему было всего пять лет, пораженный быстрым прогрессом, отец стал ставить примечания типа "эту пьесу Вольфгангерль ("Вольфганчик") разучил за три дня", "этот менуэт Вольфгангерль освоил за день" и т.д. И вот в один прекрасный день день на больших свободных пространствах между разделами учебника стали появляться записанные - рукой отца - небольшие пьески. Знаменитую тетрадь Наннерль после смерти Вольфганга расшила по листам и раздарила знакомым: большинство страниц удалось сегодня собрать в одном месте, но не все.

После нескольких не подписанных пьес наконец появляется первая запись иного, чем раньше ("эту пьесу выучил...") рода: эту пьесу сочинил Вольфгангерль. Самой ранней датой является 11 декабря 1761 года. Анализ показал, что это оригинальный материал, не подражание учебным упражнениям и не компоновка кусочков (популярная в XVIII веке забава: играющие кидают кубик и "склеивают" написанные в одной тональности музыкальные фразы, получая оригинальную пьесу). Документированному композиторскому прогрессу Моцарта помешала Семилетняя война, точнее, её окончание.

Моцарт-старший принадлежал к числу музыкантов-предпринимателей. Он не мог, подобно Баху, сидеть на одной зарплате и с рождением очередного ребёнка только грустно затягивать поясок. Большинство музыкантов сочиняло пьесы на продажу, от малоденежного участия в сборнике "Новые произведения мангеймской капеллы", до солидных сумм, получаемых авансом по подписке (такие гиганты, как Телеманн). Гендель, деляга, вообще держал свою оперную антрепризу и вращался в бизнесе до последних дней жизни. Моцарт же выпустил учебник скрипичного искусства, но, надо понимать, деньги с продаж приходили медленно. Тогда он решает устроить гастролирующий цирк, показав в Вене малолетних детишек, уже довольно сносно брякающих по клавишам. Вольфганг усаживается за изучение репертуара и его новых вещей отец больше не записывает в тетрадь, готовясь к поездке. В Вене их встречает известие, что заключено всеобщее перемирие - а значит, открыт спокойный путь не только в Мюнхен, но и к центрам культуры, туда, где вращаются настоящие деньги - к Парижу и Лондону. Учебная тетрадка окончательно забрасывается и семья Моцартов надолго превращается в бродячий цирк.
Предлагаемые вашему вниманию две пьески шедеврами, конечно, не назовёшь, но это же сочинил шестилетний ребенок, не умеющий даже писать ноты. Зато в их безыскусности, как сквозь голые ветви весеннего дерева, хорошо прослеживается идея маленького разума, как создать из ничего вполне играбельную вещицу, а не какофонию, которую только могли извлекать из клавесина его дурачащиеся сверстники.


3. Франтишек Брикси (1732-1771).
4. --- || ---


Если кто из композиторов нашего сборника (часть I, часть II) и перенёс настоящую, тяжелую и страшную, осаду, так это чех Брикси, в 1757 году служивший органистом в маленьком недостроенном соборе Святого Вита в Праге. Ему было тогда 25 лет. Беда свалилась неожиданно. Ещё 6 мая 1757 года город находился под надежной защитой большой австрийской армии, расположившейся в полях восточнее стольного града, а вечером 7 мая Прага была набита деморализованными остатками разбитого войска. К осаде не готовились, и кроме посыпавшихся прусских ядер и бомб, стали пугающе расти цены на еду, что было страшнее всего. 40 дней он просидел под обстрелами, пока Леопольд Даун не разбил прусские войска у Колина, заставив снять осаду. Брикси более известен как автор тяжеловесных месс и органных произведений, написанных для исполнения на рабочем месте, а для души писал лёгкие и приятные мелодии. Чехи говорят об особом "Богемском барокко", якобы отличном от "Венского стиля". Брикси, действительно, никогда из Праги не отлучался, и вообще, продвижением своей музыки в столице империи не занимался, оттого любим чехами как патриот.


5. Пьетро Локателли (1695-1764).

Успех произведения при отсутствии трупп с регулярным репертуаром зависел от первого впечатления. Если вещица сразу не зацепила, то ее не пытались довести до ума, как пьесу "Чайка" Чехова или "Бесприданницу" Островского, играя вновь и вновь. Не пошла - в архивный чулан княжеского замка - а архив рано или поздно сгорал. Локателли к середине XVIII века был уже старый умудрённый чёрт. Его наиболее известные пьесы датируются 1730 годами, но исполнялись долго, расходясь в печатном виде из Амстердама, где укоренился этот итальянец. Секрет в первом прослушивании. Ухо сразу "едет", чувствует какие-то нелогичные переходы, "неправильный" такт, невпопадные соло - "ну ка, ну ка, еще раз, ничего не понял, любопытно". Ну вот и всё, пьеска осталась в памяти потомков, хотя, если разобраться, ничего гениального в ней нет.

6. Иоганн Янич (1708-1763).
7. --- || ---
8. --- || ---
9. --- || ---


Совсем малоизвестный и забытый автор, родом из силезского города-крепости Швейдница. Четыре перехода из рук в руки в годы Семилетней войны не застал и не пережил, так как ещё до присоединения этой провинции к Пруссии был замечен Фридрихом и приглашен в берлинскую капеллу. Не блистал там, но, как крепкий профессионал (350 талеров в год), оставил такие же крепкие пьесы. Всю войну провёл в Берлине, где и умер. Был любим берлинцами, потому что одним из первых стал играть не только для Двора и во дворцах, но и давал концерты для городской публики, организовав пятничный музыкальный клуб.
Маленькую подборку недурных (на мой вкус) вещиц исполняет франкфуртский ансамбль "Antichi Strumenti", на аутентичных, как явствует из названия, инструментах.

10. Фридрих фон Гогенцоллерн (1712-1786).
11. --- || ---


Прусский король никогда не давал названий своим композиторским опытам. Поэтому вы можете потщиться в изобретении своих вариантов для двух представленных опусов. Я предлагаю что-нибудь из ассоциативного ряда ЖИЗНЬ БОЛЬ: "Кунерсдорф", "Торгау", "Колин", "Максен", "Всё проебано", "Опять всё проебано".

12. Джованни Платти (1697-1763).
13. --- || ---


От больших, многолюдных вещей перейдём к сольному домашнему музицированию.
Лука Гульельми сыграет нам на клавесине фортепиано инструменте "Гравечембало кон пьяно э форте" флорентийского мастера Бартоломео Кристофори, построенным в 1728 году.[клик]
Platti-Guglielmi_04.jpg

Это прообраз фортепиано, с диапазоном четыре октавы (у современных семь). Зато в нём можно варьировать силу нажатия клавиши и молоточек бьёт по струне контролируемо (в клавесине за струну дергает крючок, и всегда одинаково).
Платти с 1722 года осел в Вюрцбурге при Дворе тамошних епископов. Его сонаты предлагают музицирующему некоторые верстовые столбы из характерных аккордов, а всё что между ними, можно наполнять собственными импровизациями по произволению левой ноги, благо педалей еще не придумали.


14. Мишель Блаве (1700-1768).
15. --- || ---


Блаве появился в парижских музыкальных кругах в 1730-х, и на тридцать лет узурпировал звание лучшего флейтиста, лучшего автора сочинений для флейты, лучшего учителя игры на флейте. Был знаком как с Фридрихом II, так и с графом Клермоном, возглавившим французскую армию в 1758 году.
Принцип отбора произведений в данный сборник сверх-субъективный (все дисклеймеры о нерепрезентативности подборки остаются в силе), и обычно флейту я не слушаю, так это нудятина и "романьтик калекшен". Исключения бывают сделаны только для Короля и Блаве. И если Гавотом, степенным народным танцем, Мишель нас только разогрел, то Аллегро уже понеслось по спид-металлическим рельсам. Фридрих так не мог дудеть, ехидно отметим, начинал частить, зажёвывал половину нот и его куратор Кванц заходился в сигнальном кашле, вынудив Фрица однажды пригрозить вылечить кашлюна шпицрутенами.

16. Кристоф-Виллибальд Глюк (1714-1787).

"Танец из оперы Дон Жуан" - ну, казалось бы, тут должно быть про любовь, про донжуанство, ставшее ныне нарицательным словом. Но у бродячего сюжета в XVIII-XIX веках имелась и героическая сторона. У Байрона Дон Хуан берёт вместе с русскими Очаков штурмом на шпагу! Этот потом донжуанистика выродилась в слашавых пидорков и нофелетчика Панкратова-Чёрного.
Премьера балета Глюка состоялась в Вене 17 октября 1761 года, спустя две недели после яростного ночного штурма Швейдница Лаудоном. Атмосфера в обществе была самая жёсткая: шестой год войны, поражения сменяются победами и снова неудачами - а впереди, на расстоянии трёх месяцев, предательство союзников (да-да, нас) и финансовый крах.
И хотя я не сторонник искать в каждой вещице военного времени приметы войны, здесь от неё просто так не уйти, даже запихав уши ватой. Это Danza - но не весёлый танец, а danza della morta, пляска смерти на полях битв Семилетней войны. Если пехота маршировала под бой барабанов и свист флейт и вой гобоев, то столкновение тысяч и тысяч кавалеристов сопровождалось адскими всполохами сигнальных труб и эскадронных рожков, сливающихся в один сплошной рёв.
Слушать сие желательно на хорошей аппаратуре, удалив из дома женщин и детей. Вещь очень сильная и выматывающая, с накатывающимися волнами атакующих аккордов, лишь ненадолго в середине прерывающихся неким отдыхом в эпицентре бойни.
Не выдержав такого накала, венский театр "Карнетор" дал три представления и сгорел к чертям.
Tags: семилетняя война
Subscribe

  • Кружева и сталь IX

    Новый выпуск альманаха "Кружева и сталь" возвращается к статейному формату. Пространство поделено поровну между писаниями Фридриха и…

  • Корреспонденция Фридриха II за 1758 год

    "Избранные места корреспонденции..." есть уже привычный пост перед перед официальным представлением (примерно 7 июля) нового тома…

  • Кружева и сталь IX

    Новый выпуск альманаха "Кружева и сталь" возвращается к статейному формату. Пространство поделено поровну между писаниями Фридриха и…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • Кружева и сталь IX

    Новый выпуск альманаха "Кружева и сталь" возвращается к статейному формату. Пространство поделено поровну между писаниями Фридриха и…

  • Корреспонденция Фридриха II за 1758 год

    "Избранные места корреспонденции..." есть уже привычный пост перед перед официальным представлением (примерно 7 июля) нового тома…

  • Кружева и сталь IX

    Новый выпуск альманаха "Кружева и сталь" возвращается к статейному формату. Пространство поделено поровну между писаниями Фридриха и…